Ученики 8-х, 9-х и 11-х классов Никулинской СОШ побывали на производстве гидравлических экскаваторов завода «Хитачи» и получили представление обо всей технологической цепочке, начиная от обработки деталей и до испытания уже готовых машин. Ведущий переводчик с английского и японского Анна Потапова и ведущий специалист по внешним коммуникациям Анастасия Исакова устроили для одиннадцати школьников, двух педагогов Никулинской СОШ, главы Никулинского поселения Ивана Сариева и корреспондента «ЛЗ» интересную экскурсию. Мы были допущены в святая святых - идеально чистые производственные цеха, где собирают экскаваторы массой 20-30 тонн.
В начале экскурсии всем раздали светоотражательные жилеты и каски - безопасность на «Хитачи» превыше всего. Мы заметили, что обзора и контроля производственных процессов окна офисных помещений выходят прямо на цеха. Завод состоит из цехов сварки, покраски и сборки, а также зоны внутреннего складирования деталей в расчете на два дня работы. Передвигаться там можно только по зеленым дорожкам, так как по территории цехов ездят погрузчики с комплектующими, а многотонные краны-транспортеры перевозят детали от одного производственного участка до другого.
В цехе сварки три полета - в первом детали обрабатываются на дробеструйном центре: шлифуются с помощью песка и мелких камней. Во втором на сборочном кондукторе детали, как пазлы, собираются в одну большую конструкцию. Далее, после двух проверок направляются в сварочный пролет, где все рабочие участки ограждены от попадания разлетающихся от сварки искр. Сварка производится как вручную, так и с помощью сварочных роботов. В зоне контроля качества швы подвергаются визуальной и инструментальной проверке.
В покрасочном цехе маляры работают в закрытых камерах с постоянным температурным и влажностным режимом, в спецкостюмах и респираторах. В результате, детали экскаваторов приобретают глянцевый оранжевый цвет - фирменный цвет экскаваторов «Хитачи». Последний цех - сборочный. К сожалению, фотосъемка на заводе запрещена, но нам разрешили сфотографироваться на память у одного из готовых экскаваторов, которые проходят проверку на качество работы всех деталей и механизмов - движение, повороты, наклоны и подъемы ковша и т.д.
При обнаружении мельчайших царапин экскаватор посылается в камеру докраски, где маляры, как художники-миниатюристы, работают тоненькими кисточками. Контрольных этапов для готового экскаватора несколько: и зона интенсивного освещения и так называемый черный цвет. Продукция должна соответствовать качеству машин, выпускаемым на японских заводах.
Тверской завод «Хитачи» - 37-й по счету и самый северный завод группы. Об этом нам рассказал директор административного дивизиона господин Савада в конференц-зале завода. Мы узнали, что «Хитачи» занимает третье место в мире по производству строительной техники и выпускает экскаваторы, погрузчики, тяжелые карьерные самосвалы и другие машины. А ведь многим в России эта марка известна только холодильниками и телевизорами. Никулинские школьники интересовались, сколько стоит экскаватор весом 30 тонн, сколько лошадиных сил в карьерном самосвале весом 800 тонн. Иван Сариев задал господину Саваде вопрос, пользуются ли на тверском заводе японскими методами по адаптации на предприятии молодых работников. Господин Савада пояснил, что в Японии принято брать сотрудников после окончания школы или университета, а потом доучивать. Для поступления на завод «Хитачи» необходимо минимум среднее специальное образование. Многие работники завода прошли стажировку в Японии. А на мой вопрос, как японцы относятся к санкциям против России, ответил, что в Японии принято разделять бизнес и политику: «У нас бизнес в России, политическое направление нас не беспокоит. Японцы в принципе очень хорошо относятся к России в плане установления контактов и сотрудничества. Мы рассчитываем, что наш проект будет способствовать укреплению отношений между нашими странами».