Наибольшая аварийность наблюдается в период соответствующий наиболее неблагоприятным погодным условиям
Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров. Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.
В условиях дождя
Основная опасность при движении в дождь - ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5-2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное - резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.
Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается. Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия.
После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:
обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;
вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;
вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;
попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;
под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;
намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза. если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.
В условиях тумана Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.
Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов. Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного. Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.
Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, - вызывают сильное нервное напряжение у водителя. Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками. В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.
В тумане следует:
уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
при движении с дальним светом разъезд с встречным транспортом произвести без переключения на ближний, так как ослепление в тумане исключено;
при наличии противотуманных фар при сильном тумане включить их совместно с ближним светом. Они имеют низкий и широкий пучок света желтого цвета, который лучше проникает через туман, чем белый свет обычных фар;
если видимость дороги менее 50 м, они могут включаться самостоятельно;
задние противотуманные фонари включать совместно с габаритными огнями;
включить стеклоочистители;
при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель заднего стекла;
при очень сильном тумане можно пытаться разглядеть дорогу перед автомобилем, высунув голову в окно двери;
периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма утомительно, но периодически им надо пользоваться;
при наличии разметки занять центральное положение между линиями разметки, разделяющей полосы;
ориентироваться на дороге также можно и по тротуару, обочине и особенно по сплошной белой линии разметки, обозначающей край проезжей части;
окно двери водителя лучше держать открытым и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
периодически использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.
В тумане не следует:
приближаться слишком близко к автомобилю впереди;
использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;
смотреть в одно место перед автомобилем - глаза быстро устанут, будут слезиться и зрение ослабеет;
ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;
двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;
пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;
пытаться обогнать впереди идущий транспорт - это рискованно и опасно.
Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.
Госавтоинспекция Калининского района напоминает участникам дорожного движения, при любом изменении погодных и дорожных условий Вам следует снижать скорость транспортного средства и увеличивать дистанцию до впереди идущего транспортного средства.